Определение целей
Определение целей очень простое: цели — это то, что человек и организация пытается завершить или сделать, объект намерений или действий.
При «правильном употреблении» цели позволяют установить определенные стандарты и образцы поведения, которые мотивируют человека действовать, помогают концентрировать внимание, позволяют развивать новые способы и методы решения проблем и проявлять твердость перед неудачами.
Факторы, влияющие на достижение целей
Постановка целей как способ мотивации для того, чтобы повысить продуктивность труда и эффективность деятельности — одна из самых тщательно изученных областей в исследованиях организаций и управления.
Одним из первых исследователей целеполагания был Locke, который занимался этой проблемой в 60-х годах 20 века. Программа его исследований заложила основы для многих других практических и теоретических работ, изучающих процессы постановки целей и влияния целей на эффективность деятельности.
Два факта, доказанные с помощью исследований Locke это:
1) чем более конкретна цель, тем больше ее влияние на результаты деятельности, в отличие от слишком общих целей, призывов «сделать все возможное» или отсутствия целей вообще; и
2) более сложные и трудновыполнимые цели (в случае, если они принимаются человеком или организацией) позволяют добиться лучших результатов по сравнению с более простыми целями.
В более поздних исследованиях также было выявлено, что «близость» цели является также одним из основных факторов, влияющих на эффективность деятельности, то есть связка «долгосрочные цели + краткосрочные цели» работает лучше, чем просто набор долгосрочных целей
Вывод: Краткосрочные цели являются более эффективными, так как они:
1) позволяют получить сравнительно быстрые результаты и вознаграждение;
2) позволяют оценить уровень достижения глобальных целей.
Следуя рекомендациям Locke, несколько исследователей попытались дополнить теоретические предпосылки, связанные с постановкой целей. Erez и Zidon (1984) исследовали два фактора, которые оказывают влияние на процесс достижения целей: принятие цели и сложность цели.
В результате этих исследований выяснилось, что степень принятия цели напрямую влияет на связку «сложность цели — эффективность деятельности». То есть, в случае принятия цели — чем выше сложность цели, тем выше продуктивность. В случае же неприятия цели, связь была обратной: чем сложнее цель, тем ниже продуктивность.
Как оценить, насколько цель принимается человеком?
В более ранних исследованиях, где изучалась связь между принятием цели и продуктивностью деятельности по ее осуществлению, Stedry и Kay (1966) предположили, что существует другой важный фактор — затраченные усилия, который влияет на постановку целей и достигаемые результаты.
Также, в результате их исследований выяснилось, что существует уровень максимальной толерантности между сложностью настоящих и будущих целей.
В рамках уровня толерантности, повышение сложности цели увеличивает продуктивность и эффективность работы, но при выходе за этот уровень, дальнейшее увеличение сложности цели негативно влияет на продуктивность.
Другими словами, если будущая цель воспринимается как сложная, но достижимая, то в этой ситуации можно достичь максимальной продуктивности. Практически все исследователи подчеркивали что в процессе достижения целей важно также измерять эффективность деятельности, которая влияет на выбор целей, степень принятие цели и продуктивность деятельности.
Другой важный фактор, который следует принять во внимание при постановке цели — это близость цели, наличие необходимого времени для ее реализации. Это означает обязательную разбивку долгосрочных целей на ряд краткосрочных с возможностью оценить прогресс после завершения каждой краткосрочной цели.