Все о целях — результаты научных исследований. Часть 2.

Продолжение, Часть 1

Типы целей

Существует три основных типа целей:

1. Цель-результат Такие цели, как ясно из названия, фокусируются на конкретном результате и иногда включают в себя процесс сравнения с другими людьми или организациями («Достичь повышения уровня продаж на 50% и быть лидером на рынке»).
2.Цель-действие Это цели связанные с выполнением того или иного действия и, как правило, не связанные с конкуренцией (сравнением с другими), но ограниченные по времени («Сократить время написания отчетов с двух недель до одной»).
3. Цель-процесс Такие цели определяют процессы, которые будут использоваться в ходе деятельности.

Цели из первой группы (направленные на результат) обычно оказывают более сильное воздействие на достигающих цель. Однако этот эффект действительно ведет к увеличению продуктивности только для кратковременных целей. При достижении таких целей также возникает больше психологических проблем, чем при достижении целей, направленных на действие или процесс. Это связано в первую очередь с ситуацией конкуренции, сравнения себя с другими при достижении определенных результатов.

С другой стороны, по результатам исследований, цели, направленные на процесс позволяют повысить продуктивность деятельности, уровень концентрации и снизить уровень негативных ожиданий, связанных с достижением цели. Однако появление положительных эффектов является достаточно долгосрочным (от 5 месяцев до года).

Вывод: при выборе долгосрочной стратегии лучше использовать цели, направленные на действие или процесс. При разработке же тактических планов лучше всего будут работать цели, направленные на результат.